Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга
Настойчивый друг
(Джон Эверетт Милле, 1864)(Евангелие от Луки 11:5-8)
«И сказал им: кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит»
Видео Библия. Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга с музыкой и текстом. Читает Александр Бондаренко. (Евангелие от Луки 11:5-8)
Истолкование притчи:
Притча о друге, просящем хлеба, даёт яркую картину быта палестинской деревни. В ней, по-видимому, магазинов нет. Хозяйка на рассвете печёт семейный запас хлеба на целый день. К вечеру жители деревни обычно знали, у кого не иссякли ещё хлебные запасы. На Востоке вменялось в обязанность принимать и кормить неожиданных пришельцев. Просящий друга о хлебе в притче, намерен был в скором времени возместить взятый хлеб.
К вечеру в доме темно, и в деревне обыкновенно спать ложились рано. Фитиль наполненной елеем лампы тускло горел всю ночь. «Двери уже заперты, и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе!» Двери закрыты на большом затворе. Открыть двери сложно и, кроме того, любое движение затвора вызовет большой шум и разбудит домашних. Тот факт, что дети хозяина находятся с ним на постели, указывает насовсем небольшой размер дома крестьянина, который, вероятно, состоял всего лишь из одной большой комнаты. При таких обстоятельствах встать, чтобы услужить просящему о хлебе, означало причинить семье известные неудобства. Не надо понимать слова хозяина «Не могу встать и дать тебе!» как отказ, а скорее как попытку подчеркнуть то затруднительное положение, в которое сосед его поставил. Христос, уверен, что друг даст хлеб, несмотря на поздний час и другие трудности, перед которыми поставлен хозяин дома. Иисус Христос хотел, чтобы фарисеи, книжники и Его ученики задумались над этой притчей. Христос как бы просит Своих слушателей поставить себя в положение хозяина, который по традициям гостеприимства Востока был обязан оказать другу помощь в любое время дня и ночи. Это не только диктовала традиция, но и желание скорее дать хлебы, чтобы вернуться к прежнему занятию, в данном случае, ко сну.
Эта притча указывает нам на необходимость постоянства в молитве для получения просимого. Бог иногда не сразу исполняет молитву, Он хочет, чтобы просимое было согласовано с волей Божией, и молитва приносилась с верой и надеждой. В Своей Божественной премудрости и всеведении Господь исполняет наши молитвы в соответствии со Своей волей, иногда испытывая нашу веру и всегда зная, что и когда лучше для нас. Мы должны верить, что наше прошение Бог исполнит в своё время и в наиболее полезной для нас форме, если то, что мы просим, будет по Воле Божьей.
«Проси того, что достойно Бога, - говорит Святитель Василий Великий, - не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдёт месяц, и год, и трёхлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, постоянно делая добро».
Эту истину Христос поясняет прямой речью сразу после притчи о судье неправедном, указывая способ успешной молитвы: «Просите и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»(Луки11:9-10). Иисус Христос хочет, чтобы мы обращались к Богу в молитве. Бог слышит наши молитвы. Если будем искренно просить у бога, то Бог даст нам просимое. «Итак, человек, не унывай, - говорит Святитель Иоанн Златоуст, - проси, стучи в двери милосердия Божия, если и не получишь тотчас, то и в таком случае не отчаивайся. Для того Христос и сказал: «стучите», чтобы показать, что, если и не скоро отверзает Он двери, всё же должно ждать». И ещё из Златоуста: «...Просить надо, потому что Бог не подаёт благ тем, кто не хочет просить их у Него, кто закрывает своё сердце и, потому, неспособен принять благодать Его».
«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». (Иоанна 14:13-14)
«и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.»(Матфея21:22)
«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». (Иоанна 16:23-24)Просить нужно нам с верой, немало не сомневаясь, чтобы получить просимое.
Истину, что всеблагой Господь подаёт человеку всё нужное ему, и только нужное и полезное для него, Христос раскрывает еще и в примере отца, не дающего сыну вредного для него, когда тот просит полезного:«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».(Луки 11:11-13). Смысл этого поучения ясен: если весьма несовершенные в любви люди умеют давать своим детям благие даяния, то, тем более, Отец наш Небесный даст блага.(Матфея 7:11) просящим у Него. Мы же, иногда, просим у Бога камня вместо хлеба, т.е. просим неполезного для нас.
Доверимся воле Божией, ибо Бог лучше нас знает, когда исполнить наши молитвенные просьбы. Проявим постоянство и терпение в нашей молитвенной жизни.
Пример удивительного постоянства и настойчивости в молитве явила хананеянка в евангельском повествовании об исцелении Христом её дочери. Она не отступала от Спасителя несмотря ни на что. Вспомним эту евангельскую историю.«Женщина хананеянка... кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей, ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами»(Матфея 15:22-23). Господь молчал... Но Его молчание было необходимо как начало того значительного и всемирного, что должно было сейчас произойти. Ученики, несколько были не довольными настойчивостью женщины, не прекращавшей, несмотря на молчание Господа, о своих просьбах.Ученики просят Христа «отпустить» её, не понимая молчание Спасителя. И в ответ на их высказывания, звучит ответ Господа, ещё более усугубляющий эту, на первый взгляд тяжёлую, сцену. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»(Матфея 15:24), - говорит Господь. Иисус Христос пришел, чтобы сначала проповедовать и исцелять народа Израильского. Несмотря на этот отрицательный ответ Христа, хананеянка подходит к Нему и говорит: «Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»(Матфея 15:25-26). Ответ этот может показаться нам резким и даже жестоким. Казалось бы, что после такого ответа женщина хананеянка должна была бы отойти от Христа, оскорбленная Его словами. И не только отойти, а даже озлобиться на Него, сравнившего её и её народ с псами. Но этого не случилось. Её ответ звучит совершенно по-иному. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»(Матфея 15:27). И не замолкли ещё звуки её слов, как раздались следующие слова Господа, раскрывающие вечный смысл этого евангельского эпизода: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час»(Матфея 15:28).
В Своей встрече с хананеянкой, Христос хотел показать всему миру пример веры, смирения и настойчивости этой женщины. Будем же и мы, дорогие, следовать этому примеру. Молиться нужно постоянно с верой и получите ожидаемый результат.
Слушать Притчу о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга. Читает Александр Бондаренко
Видео Библия. Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга с текстом и музыкальным сопровождением