Первая из этих притч говорит о необходимости правильно оценивать свои силы и возможности прежде, чем приняться за дело, которое мы собираемся совершить. По этому поводу преп. Иоанн Лествичник пишет: "Враги наши (демоны) часто нарочно для того подстрекают нас на дела, превышающие наши силы, чтобы мы, не получивши успеха в них, впали в уныние и оставили даже те дела, которые соразмерны нашим силам… ("Лествица” слово 26-ое). Во второй приведенной притче говорится о борьбе с трудностями и искушениями, которые неизбежно встречаются при совершении добрых дел. Здесь для успеха, кроме благоразумия, необходима и самоотверженность. Вот почему обе эти притчи связаны в Евангелии с учением о несении креста: "Кто не несет креста своего и идет вслед за Мною, не может быть Моим учеником” (Луки 14:27).
Иногда жизненные обстоятельства могут оказаться такими сложными, что найти правильное решение бывает очень нелегко. В таком случае надо усиленно просить Бога о вразумлении. "Укажи мне путь, по которому мне идти… научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой," — с такими и подобными просьбами часто св. Царь Давид обращался к Богу и получал вразумление.
Для того, чтобы жить подлинной духовной жизнью, недостаточно быть усердным, нужно стать благоразумным. Без благоразумия, одно наше усердие может превратиться в «ревность не по разуму», и приведёт к печальным последствиям, таким, как прелесть, т.е. самообольщение (что есть духовное самоубийство) или фанатизм - нетерпимое отношение к верованиям и духовной жизни других людей.
Благоразумие называют рассудительностью или даром рассуждения и считают рассудительность совершенно необходимой для успеха в совершении добрых дел и в развитии добродетелей. Сама рассудительность является важной добродетелью. Преподобный Антоний Великий пишет: «Многие добродетели прекрасны, но иногда от неумения или чрезмерного увлечения ими может произойти вред... Рассуждение - это добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путём, - не уклоняясь на распутия. Если мы будем идти прямым путём, - продолжает великий египетский подвижник, - то никогда не будем увлечены врагами нашими, ни справа - к чрезмерному воздержанию, ни слева - к нерадению, беспечности и лени. Рассуждение есть око души и ее светильник. ...Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога».
Подлинно рассудительный человек тот, кто сочетает в себе знания, опыт и прозрение в духовную сущность явлений. Чтобы указать Своим последователям необходимость быть благоразумными в духовной жизни, Христос дал нам две притчи - о строителе башни и о царе, готовящемся к войне. Обе эти притчи сохранил евангелист Лука. «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её. Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить, и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде (с другими), силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Луки 14:28-33).
В этих двух притчах Спаситель предупреждает решивших следовать за Ним о необходимости рассчитать свои силы и должным образом приготовиться к этому подвигу, развивая в себе для этого необходимые способности и, прежде всего, самоотвержение, чтобы не оказаться пораженным духовными врагами и не отказаться от спасительного решения.
Эти слова должны служить христианину стимулом к самоанализу и развитию в себе, напряжением воли, рассудительности и добродетели самопожертвования. Этот же смысл мы встречаем во второй притче о царе, собирающемся в поход. Кроме того, в этой притче говорится о борьбе с трудностями и искушениями, которые неизбежно встречаются при совершении добрых дел. Для того, чтобы преодолеть трудности и искушения, нужно проявить рассудительность.
В Евангелии от Матфея (Мф. 8:19-20) мы читаем об одном книжнике, который выразил намерение следовать за Христом, куда бы Он ни пошёл. Господь видел, что книжник не был готов к подвигу безоговорочного следования за Ним и нуждался в более длительном пребывании под Его влиянием для того, чтобы освободиться от свойственных книжникам предрассудков. Не отвечая ему отказом, не лишая его возможности в дальнейшем выполнить своё благое намерение, если оно серьёзно, Господь указал ему на свой страннический образ жизни, предупреждая этим о трудностях на пути следования за Ним, которое, без известной подготовки, может оказаться книжнику не по силам. Христос даёт книжнику время подумать, стать рассудительным, прежде, чем пойти за Ним.
Притчи о строителе башни и о царе, готовящемся к войне говорят не только о благоразумии, но и о самоотверженности. Вот почему обе эти притчи связаны с учением Христа о несении креста. Сердцевина этого учения заключена в краткой фразе: «Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Луки 14:27).
Выражение «брать крест» или «нести крест» и означает - добровольно идти на страдания и даже на смерть, если придётся. Образ для этого выражения взят от римского обычая, по которому осуждённые на распятие сами несли позорное орудие смертной казни - крест - на место казни (Ин. 19:17), что ещё больше увеличивало их страдания. Евангельское изречение «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Матфея 10:38) служит предостережением всем номинальным христианам, которые могут быть внешне даже близки к Церкви, но в которых привязанность к миру и поглощённость его утехами и заботами преобладают над любовью ко Христу и над построением своего внутреннего храма, т.е. над совершенствованием своей души. Таков узкий путь Христов. Путь Христов никогда не может быть легким и просторным, как все другие пути мира сего. Просторный путь и просторная широкая дорога ведет в погибель, и к сожалению этой дорогой идут многие люди. Путь Христов остаётся и поныне узким, как узки и неприметны врата, ведущие в Царство Христово. Мы должны знать, что если мы хотим получить спасение вечную жизнь мы должны идти по пути Нашего Господа. Христианину необходимо отказаться от себя, оставить всё позади себя и, не оглядываясь назад, делать своё дело на ниве Господней. Смысл жизни христианина - в соработничестве Богу, в служении делу созидания Царства Божия. Жить в этом мире по правде Божией, и в слове и на деле, являться ее вестником, мужественно бороться с соблазнами жизни, свои печали и заботы возлагать на Бога, немощи и грехи свои очищать Его святостью, Его любовью. Христос - не от мира, и за это ненавидит мир Его Самого, а вслед за Ним и всех Его учеников (Ин. 15:18-19). Мир ненавидел учеников Христовых и всегда будет ненавидеть. Господь предсказал им изгнание, страдание и смертную казнь. Всё это исполнилось в жизни учеников Иисуса, которые, по словам Апостола Павла, выразили страшную уверенность в том, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые люди же и обманщики будут преуспевать» (2 Тим. 3:12).
Ученик Христа не может не знать, почему неизбежно так бывает. Только тот, кто умалится, как дитя, может принять Царство Небесное. Умалиться, значит сделаться кротким, незлобивым, чуждым всякого вида насилия и гордости, а «мир» будет всячески бить и поносить это добровольное дитя. Христос принёс миру жизнь и радость, а удел учеников Его - печаль, страдания и скорби. Пока в мире существует горе и страдание, до тех пор это всегда будет уделом всякого нелицемерного слуги Христова. Идущие за Христом не могут быть богатыми в мире пока царит в нем нужда и нищета. Христианин может быть духовно богатым, имея господа Иисуса Христа в своем сердце. Иисус Христос это самое большое богатство для Христианина. Христианин не может быть беззаботно весёлым в мире, когда всюду в нём слезы и болезнь. Христианин должен радоваться всегда в Боге. Христианин не может быть гордым, потому что всякий его недостаток является источником не радости, но скорби; мстительным не может быть христианин, потому что тогда он отпадает от общения со своим Спасителем. Насилием не может действовать последователь Христа, потому что в этом случае не по Его стопам пойдёт он в своей жизни. А без всего этого, без богатства, без пресыщения, без самодовольства, без гордости, насилия, мести, - без всего этого, что достанется в удел христианину, если не скорбь и лишения? Иисус Христос должен являться для нас истинным примером в жизни. Давайте будем взирать на Иисуса Христа нашего Спасителя.
Итак, страдания в жизни христианина неизбежны и необходимы. По словам Святителя Игнатия Брянчанинова «...без них немыслим подвиг христианский». Но страдания спасительны только тогда, когда Но страдания спасительны только тогда, когда принимаются из рук Божиих, ибо Бог назначает в общем замысле спасения человечества и особый частный план жизни и особое задание для каждой отдельной души, не только выдающейся по своим духовным качествам и служению Господу, но и для каждой самой скромной души, - маленькой частицы целого. «Один только Триединый, Триипостасный Бог ведает всё, что каждому полезно и нужно, и какой крест он может и должен понести», - пишет Святитель Игнатий Брянчанинов.
Для того, чтобы узнать, как этот крест понести и получить силы к его несению, мы должны быть рассудительными. Мы должны, вслед за царём Давидом обратиться к Богу с молитвой: «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти... научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты - Бог мой» (Пс.142:8-10). Царь Давид любил Господа, он хотел узнать волю Божью «путь, по которому мне идти». Обращаясь в молитве к Богу, давайте скажем такие слова : «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти... научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты - Бог мой» Только Иисус Христос поможет нам, в евангелии от Матфея написано «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Евангелие от Матфея 11:28-30). Мы должны помнить, что Царство Небесное нужно получить прикладая старания и усилия. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Евангелие от Матфея 11:12). Только с Божьей помощью, неся свой крест мы сможем дойти до Рая.