23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Слушать Притчу о немилосердном должнике читает с музыкой Александр Бондаренко
Видео Библия. Притча о немилосердном должнике с музыкой и текстом. Читает Александр Бондаренко. (Евангелие от Матфея 18:23-35)
Истолкование:
Эту притчу рассказал Иисус Христос в ответ на вопрос Петра, сколько раз нужно прощать брату. Апостол Петр думал, что достаточно будет простить до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до "седмижды семидесяти раз” то есть прощать нужно всегда, неограниченное число раз."Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз”(Евангелие от Матфея 18:21-22).
В этой притче Бог условно уподоблен царю, которому его рабы должны были известные суммы денег. Человек является неоплатным должником перед Богом не только по причине своих грехов, но и по причине отсутствия добрых дел, которые он мог делать, но не делал. Эти несовершенные дела любви тоже являются долгом человека. Так в молитве «Отче Наш» мы просим: "простинамдолги наши”,а не только грехи! К концу жизни, когда нам предстоит дать отчет перед Богом за прожитую жизнь, обнаружится, что все мы является неоплатными должниками. В притче о немилосердном должнике говорится, о том, что мы можем рассчитывать на Божью милость только при том условии, если мы от всего сердца прощаем обидчиков. Потому мы и должны напоминать себе ежедневно: "прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”(Евангелие от Матфея 6:12).
Согласно этой притче, обиды ближних по сравнению с нашим долгом перед Богом так же ничтожны, как несколько мелких монет в сравнении с миллионным капиталом. Следует здесь сказать, что чувство обиды очень индивидуально. Один человек, возможно, совсем не придаст значения какому-нибудь неосторожному слову или поступку своего знакомого, а другой человек от такого же слова или поступка будет страдать всю жизнь. С духовной точки зрения, чувство обиды рождается от уязвленного самолюбия и скрытой гордости. Чем больше человек самолюбив и горд, тем он более обидчив. Чувство обиды, если его не побороть в себе сразу, со временем переходит в злопамятность.
Злопамятность, по словам св. Иоанна Лествичника, есть:"ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, отчуждение любви… непрестающий грех.” Со злопамятностью трудно бороться. "Воспоминание страданий Иисусовых, - пишет св. Иоанн Лествичник, - исцеляет памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием. Когда после долгого подвига,ты не возможешь исторгнуть сие терние, тогда, по крайней мере, кайся и смиряйся на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его.”
Очень важно то, что молитва за наших обидчиков помогает нам преодолеть в себе недобрые чувства к обидчикам. Нужно молиться даже за наших врагов. Если бы мы могли увидеть то великое множество долгов, о которых нам предстоит дать ответ перед Богом, то мы с радостью поспешили бы простить всех наших даже самых лютых врагов, чтобы этим снискать себе Божью милость. К сожалению, такое осознание греховности и своей вины перед Богом не приходит к нам само собой, но требует постоянного и строгого испытания своей совести в свете Евангельского учения. Понуждающий себя прощать ближних в награду за такое старание получает дар подлинной христианской любви.
Истинные христиане должны прощать грехи другим людям. Если мы хотим, чтобы нас Бог простил, мы тоже должны прощать. Не сем раз как говорил апостол Петр "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз”(Евангелие от Матфея 18:21-22). Обратите внимание, что наш Отец Небесный, прощает нам наши грехи, если мы раскаемся в них. Давайте будем прощать друг другу грехи и долги, чтобы Бог простил нам наши грехи. "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.”(Евангелие от Марка 11:25-26). Богхочет, чтобы мы Христиане прощали грехи и обиды других людей. Иисус Христос дал нам христианский пример как нужно прощать обидчиков. Бог послал на землю Своего Сына чтобы спасти людей "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.”(Евангелие от Иоанна 3:16),"но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас."(Ефесянам4:32). Проявляйте милость друг ко другу, ибо Наш Господь многомилостив. Господь простил нам большенаших согрешений, чем нас могут обидеть другие люди.